Танцы народов Севера

ЧУКОТСКИЕ ПЕСНИ, НАРОДНАЯ МУЗЫКА И ТАНЦЫ

         Песни, народная музыка и танцы играли важную роль в трудовой и духовной жизни чукчей. Возникшая из реальных жизненных потребностей общества система художественно-образного отражения действительности со временем привела к выделению и совершенствованию отдельных видов народного искусства, в том числе музыкального. Песни и танцевальные мелодии стали исполняться не только во время праздников и религиозных ритуалов, но и в часы отдыха, для развлечения.

          Наивысшей организационной формой бытования народной музыки как искусства, стали возникшие в далеком прошлом и сохранившиеся до наших дней песенно-танцевальные соревнования. Они проводились как между художественно одаренными людьми одного селения, так и между жителями разных селений.
Победители награждались подарками. Иногда это были специально созданные в честь победителей песни. В 1938 г., например, в честь чукчи Атыка - победителя на песенно-танцевальном соревновании в городе Ном на Аляске была создана песня-подарок от эскимосов Аляски.

         У чукчей очень интересные культурные традиции, особенно музыка. Главное культурное достижение чукчей – это, прежде всего, танцы. Танец чукчей – это полноценных рассказ о каком-то событии. Если вы попросите чукчу рассказать о чем-то, то он, скорее всего, вам об этом станцует. Они необычайно пластичные, очень хорошие танцоры! Кроме того, виртуозно играют на ярарах – так называются бубны, на них играют кисточкой из моржового или китового уса. Также чукчи известны своим горлохрипением – это особый вид пения. Не стоит путать его с горловым пением, которое есть у тувинцев или монголов, это именно горлохрипение – северный вариант горлового пения.

          Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

           Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающими повадки оленя, различные моменты охоты.

           Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются пичгъэйнен (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.
           Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если пичгъэйнен не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название ветчальыт (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.
            Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался тевляыргын (стряхивание).

            В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был тевляыргын.
            Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

            Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

             Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа", "Охота на песца", "Охота на уток" и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы. Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора.

         В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет"). Всемирно известный ансамбль и сегодня представляет чукотские танцы. У них очень красивая музыка, красивые танцы.

Большую гастрольную программу завершил чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон»


         В творчестве ансамбля используются не только исконные музыкальные инструменты (бубен – по-чукотски «ярар», по-эскимосски «сагуяк», и варган – по-чукотски «ванныярар» и др.), но и современные интересные музыкальные обработки народных мелодий, а также авторские песни народных и профессиональных композиторов Чукотского автономного округа.


Вас ждёт шоу, состоящее из вокально-хореографических миниатюр в сопровождении фольклорных и эстрадных мелодий!

 

Картинки по запросу Чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон" (Рассвет),


На сегодняшний день в мире насчитывается всего около 16 тысяч чукчей. Однако, несмотря на свою малочисленность, представители этого народа разбросаны по огромной территории – от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадырь и Анюй. Подобно тому как Колумб открыл для европейской цивилизации культуру американских индейцев, чукчей в их заснеженных, суровых землях первыми обнаружили казаки. Первый контакт между русскими землепроходцами и чукчами состоялся в 1642 году на реке Алазее. Атаман Иван Родионович Ерастов и его воины стали одними из первых осваивать земли, лежащие вдоль течения реки Колымы. Здесь они и встретились с чукотскими племенами. Но попытки присоединить Чукотку к России далеко не сразу увенчались успехом. Чукчи оказались смелыми и яростными воинами, в итоге война между ними и русскими длилась целых полтора века. Сделать чукчей российскими подданными силой не удалось, и, более того, они продолжали нападать на своих соседей – коряков и юкагиров, став для Екатерины II настоящей головной болью. Тогда императрица решила действовать другим способом и приказала подкупить чукчей. Этот метод сработал, и в марте 1778 года был заключен договор о принятии чукчами российского подданства. При этом чукчам даровались широкие права, они на 10 лет освобождались от уплаты налогов и сохраняли полную независимость во внутренних делах. С приходом советской власти жизнь чукчей кардинально изменилась: на Чукотке появились сельсоветы, современная техника, началось хозяйственное и культурное развитие региона. Хочется, чтобы и наши читатели чуть ближе познакомились с культурой этого удивительного народа. Прежде всего, откуда возникло такое название – «чукчи» – и что оно означает? – Сами чукчи называют себя луораветлан, в переводе с чукотского это означает «настоящие люди». А слово «чукчи» происходит от названия одной из групп этой народности – чаучу, что переводится как «богатый оленями». Но казаки как услышали, так и стали их называть – получилось «чукчи». 

Какие еще статьи прочитать на сайте:

Категория: все о танцах | Добавил: mix-dance (30.04.2018)
Просмотров: 1223 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]